1 Сен 2020

В Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству разработать концепцию непрерывного образования.  Разработка и принятие данного документа и его реализация на  практике позволит на деле реализовать многие принципы хорошо организованного непрерывного образования, которое по разным  причинам еще не находит полноценное выражение в нынешней образовательной практике. Отечественная система образования постоянно модернизируется, достижения налицо, однако существуют проблемы с развитием человеческого капитала, например в плане удовлетворенности работодателей качеством выпускников, общей культуры и нравственностиучащихся-молодёжи. 

Непрерывное образование на деле должно быть непрерывным, что связано с реальнойпреемственностью дошкольного, школьного,вузовского и послевузовского образования, системыпереподготовки и повышения квалификации кадрови альтернативных форм профессионально-личностного роста работника. Образовательные программы, технологии и методы образования обепечивают преемственность, непрерывность образования. Однако это не все, что связано с непрерывным образованием. 

Цифровизация бросает вызов существующим системам и формам непрерывного образования. Меняются не только содержание и методы, но и формы организации, даже сама суть и понятие, парадигмы  непрерывного образования. Люди все больше тянутся к неформальному образованию,особенно его альтернативным формам, повышается доля самостоятельного обучения в росте профессионализма и мастерства работника. Как отметил Президент, «необходимо предусмотреть  активное внедрение альтернативных вариантовнеформального образования», а их результатыдолжны быть признаны соответствующим образом,что связано с сертификацией профессиональных навыков. Нужно предлагать  работнику свободу выбора формы повышения квалификации, используя альтернативные формы финансирования образовательных услуг за счет государства, организации или работодателя, вплоть до самостоятельного обучения с последующей профессиональной сертификацией.

​Считаем, что  задача разработки документа, предусматривающего активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признания результатов самостоятельного обучения является еще одним эффективным шагом обеспечения конкурентоспособности отечественной системы образования, и в то же время, отличным стимулом для непрерывного профессионального и личностного роста работников любой сферы деятельности.

Алметов Негматжан Шадиметович, профессор Южно-Казахстанского университета им. М.Ауэзова, доктор педагогических наук